Креативная библиостудия "Калейдоскоп" муниципальный проект

ЛоготипПривлечение детей к чтению в наше время стало большой проблемой. С тех пор, как высокие технологии вошли в нашу жизнь, с большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, а тем более читающего ребенка. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках.

  Дети отдают предпочтение современным гаджетам, а героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, что в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию и развитию ребёнка. По мнению многих психологов дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Помочь детям стать активными слушателями могут только взрослые: родители и педагоги.

Изменить сложившуюся ситуацию и повысить читательскую активность поможет создание креативной библиостудии «Калейдоскоп», где дети будут знакомиться с детскими произведениями, познавательной литературой,  через взаимодействие в этом направлении педагогов и родителей. В творческой студии библиотеки «Калейдоскоп» взрослые и дети будут передавать свои впечатления от прочитанного – рисовать иллюстрации, создавать собственных персонажей, играть роли, импровизировать и развивать фантазию.

Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в реализации нашего проекта! Вместе мы создадим креативную библиостудию «Калейдоскоп». Обустроим пространство для чтения, наполним библиотеку детской литературой по направлениям: сказки, познавательная литература, авторские произведения.

   Здесь, на официальном сайте МДОУ «Детский сад № 11 п. Комсомольский» мы создадим онлайн-каталог, в котором будут собраны ссылки на детские онлайн-библиотеки,  аудио и электронные книги.  Для удобства будет создана QR-библиотека. Отсканировав код, Вы вместе с ребенком сможете легко выбрать интересующую книгу для чтения или слушания. 

Также будет организовано взаимодействие с поселенческми библиотеками поселка Комсомольский и села Ближнее. 

Уважаемые родители, вместе с детьми мы побываем на мастер-классах, проведм акции, сами научимся создавать книги и будем очень много читать!

   Уверены, что  через построенное взаимодействие в проекте, чтение станет семейной традицией и прекрасным способом дать возможность ребенку почувствовать себя любимым, преодолеть разрыв поколений, а в будущем, воспитать думающее и активно читающее поколение.

Уважаемые родители! На страничке "Библиотека" размещена онлайн-библиотека. Здесь Вы сможете вместе с ребенком выбрать книгу онлайн - аудио или в электронном виде. 

Основными задачами Проекта является:

1) приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг;

2) возрождение традиций семейного чтения;

3) содействие воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях белгородский детских писателей и поэтов.

Онлайн-каталог состоит из двух разделов:

1.«Читальный зал». Здесь будут размещаться аудиосказки и электронные книги для детей младшего, среднего и старшего возраста.

2.«Информационный центр» . Здесь будут размещаться консультации, буклеты, памятки для родителей (законных представителей).

«Читальный зал "Книжный калейдоскоп"»

2-3 года

4-5 лет

6-7/8 лет

Ауидиосказки

1.Русская народная сказка «Теремок» https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/teremok/

2.Григорий Остер «Котенок по имени Гав» https://deti-online.com/audioskazki/po-multfilmam/kotenok-po-imeni-gav/

3.Песенки и потешки для детей https://audioskazki-online.ru/podborki/pesenki-dlya-detej/poteshki

1.Сборник народных сказок https://yandex.ru/video/preview/2406101642865389421

2.К.Чуковский «Айболит»

https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/russkie-audioskazki/audio-stihi-chukovskogo/ajbolit-audio/

3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/russkie-narodnye-audioskazki/russkie-narodnye-volshebnye-audioskazki/gusi-lebedi-2

1.Ш. Перро «Красная шапочка»

https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/zarubezhnye-audioskazki/audioskazki-sharlya-perro/krasnaja-shapochka-audio/

2.Катев В.П. «Цветик-семицветик» https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/russkie-audioskazki/audioskazki-kataeva/cvetik-semicvetik-audioskazka-kataeva-v-p/

4.Андрей Усачев «Умная собачка Соня» https://deti-online.com/audioskazki/sbornik-skazok-mp3/umnaya-sobachka-sonya/

5.Потешки для детей https://audioskazki-online.ru/podborki/pesenki-dlya-detej/poteshki

Электронные книги

1.Развивающие занятия для малышей. Учим слова https://dzen.ru/video/watch/63cb0f6ca1165f448086fdb5?f=d2d

2.Про животных Угадай чей домик https://dzen.ru/video/watch/65130373b4b1fc71d3114349?f=d2d

1.«Лес рассказывает сказки». Сказочная история от Ларисы Назаровой https://yandex.ru/video/preview/13139596370155017889

2.«Сказки на сонные глазки» Вероники Медведевой https://yandex.ru/video/preview/13589154514313376160

1.«Петька - микроб» Григорий Остер https://yandex.ru/video/preview/16666992933047084963

2.Сказки на ночь Детям Постарше

https://yandex.ru/video/preview/576957106747068094

3.Котик Коте. Как говорят животные https://yandex.ru/video/preview/15869360202701730886

Полезные интернет-ресурсы

https://deti-online.com/audioskazki/dlya-malyshey-2-3-let/

https://deti-online.com/audioskazki/dlya-detey-4-5-let/

Подпишитесь на

НЕБ-ДЕТИ.

И вы всегда будете с книгой! https://nebdeti.ru/nedb-item?id=9e81f44d-9c8c-4473-9485-c1965be38992#page/0/mode/2up

Информационный центр для родителей «Читаем для себя»

Консультации Памятки Буклеты

Месяц

2-3 года

4-5 лет

6-7/8 лет

июль

1.Ребенок 2-3 лет и книги https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-rebenok-2-3-let-i-knigi-5304314.html

1.«Книги детям 3-5 лет» Консультация для родителей https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/knigi_detiam_3_5_let_konsultatsiia_dlia_roditelei

1.Консультация для родителей детей 6-7 лет «Что и как читать детям дома» https://multiurok.ru/index.php/files/konsultatsiia-dlia-roditelei-detei-6-7-let-chto-i.html

август

2.Чтение художественной литературы для детей младшего возраста https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-chtenie-hudozhestvenoi-literatury-dlja-detei-mladshego-vozrasta.html

2.Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка с 3 до 4лет» https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konsultaciya-dlya-roditeley--kniga-v-jiz.4733863784/

2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы https://sch1374sv.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/6141a7a27b38d.pdf

сентябрь

«Сто и один способ привлечь ребенка к чтению»

«Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем ранее он проявляется, тем своеобразнее, оригинальнее, глубже в малыше вырастает читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

Уважаемые, родители! На этой страничке, мы будем учиться вместе читать, чтобы наши дети полюбили книгу всей душой. Маленькие и большие советы на этой страничке, надеемся, что помогут Вам и Вашим детям быть активными читателями.

В социальных сетях ВКонтакте, под хэштегом #МДОУ11пКомсомольский #КБсКалейдоскоп100и1совет размещаются буклеты, памятки со способами и рекомендациями по привлечению детей к чтению. Перейдя по ссылкам на странице, Вы ознакомитесь подробно с рекомендациями и подсказками.

1. Чудесная картина: ваш ребенок взял книжку и с удовольствием читает. Хотите, чтобы она стала реальностью? Маленький нейропсихологический «ликбез» позволит вам в домашних условиях создать это чудо. Знаете, почему дети не читают? Они не хотят делать того, что трудно и неинтересно. Они такие же, как и мы, только маленькие! – Но ведь мы же читали! – скажете вы. – Значит, в детстве вы играли в другие игры! – ответят вам нейропсихологи. Они уже обнаружили связь между тем, во что и как ребенок играл в детстве, и тем, насколько легко он овладеет чтением. Итак! Раз, два, три, четыре, пять, мы идем играть! Специально разработанные веселые игры доставят массу удовольствия детям, а комментарии и советы нейропсихологов будут полезны педагогам, психологам и, конечно же, любящим родителям. Читаем сами, а дети за нами подтянутся! «Светлана Краснова, Александра Соболева «Чтение с увлечением». Серия «Учиться? Легко! Советы нейропсихолога»»: ЭКСМО; Москва; 2010 https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-chtenie-s-uvlecheniem-4966486.html

2.Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:

https://vk.com/wall-193485180_2367 

3.Читая книги детям, вы помогаете им воспринимать различные модели поведения героев. Наибольший эффект может быть достигнуть, если, после прочтения книги (сказки, рассказа, стихотворения) вы с ребенком обсуждаете что понравилось, что запомнилось, что напугало, почему тот или иной герой так поступил и т.д. Книги можно не только читать, но и играть! Ведь большую часть времени ребенок проводит в игре.

https://vk.com/wall-193485180_2362

4.На третьем году жизни важной оказывается работа по развитию образных представлений, воображения ребёнка. Нужно как можно чаще давать малышу возможность представлять, фантазировать, воображать. Например, после прослушанной сказки или стихотворения можно попросить ребёнка рассказать о том, как он представляет себе какой-нибудь предмет (теремок, колобка из одноимённых сказок или Дедушку Мороза из стихотворения С. Д. Дрожжина «Улицей гуляет...»), или о том, каким цветом он бы стал рисовать этот предмет. https://vk.com/wall-193485180_2360

5.Сказки – универсальный материал, с помощью которого можно воспитывать, развивать и даже лечить. У дошкольников часто возникают психологические проблемы, которые они сами не осознают и не могут правильно идентифицировать. Ребенок чего-то боится, волнуется, переживает, испытывает дискомфорт в каких-то ситуациях, но не понимает суть проблемы. Вытащить ее наружу и скорректировать поможет сказкотерапия.

https://vk.com/wall-193485180_2349

6.Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. https://vk.com/wall-193485180_2319

7. Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

8.Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.

9.Даже если вы купили целую стопку правильных книг, не выкладывайте все сразу перед ребёнком — объём предстоящей работы может испугать и отвернуть его от чтения вообще.


10. Заведите читательский дневник, в котором вы будете записывать не только названия и авторов, но и рисовать героев, отмечать, насколько понравилось произведение.

11. Разложите книжки в комнате ребёнка. Возможно, он просто не видит книжек за стеклянными дверцами шкафов. Полки с книгами размещены под потолком, книги сложены стопками так, что захоти ребёнок почитать, ему надо влезть на стол и ухитриться достать книжку так, чтобы остальные не упали ему на голову. Зато компьютерный стол, обрамлённый полочками с дисками, сразу приглашает ребёнка в свои объятия. Вот так, зачастую, даже от интерьера зависят привычки и желания ребёнка.

12. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой.  Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или чтение перед сном.       

13. Не пугайтесь, всё это придётся вам делать не всегда, а лишь вначале, чтобы завлечь и заинтересовать ребёнка чтением. Если всё сделать правильно, то настанет прекрасный день, когда, заглянув в комнату ребёнка, вы увидите его склонившим голову над книгой. И без всяких призов, конкурсов и контролёров!

14.Время для чтения. Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

15.Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

16.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

  • Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  • Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  • Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  • Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  • Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  • До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  • Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  • Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Онлайн-кейс

«Семейное чтение или читаем для себя»

Содержание:

Раздел 1. Каталог кейс-задач для родителей (законных представителей). https://vk.com/wall-193485180_2393 

Раздел 2. Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы по возрастам. 

Кейс задачи

Раздел 1.

Каталог кейс-задач для родителей (законных представителей).

Кейс (с англ. - случай, ситуация) - это разбор ситуации или конкретного случая. Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-задача 1.

Описание: Саше 2 года. Мама купила для Саши детскую энциклопедию и с интересом читает ее, рассматривает картинки, зовет мальчика посмотреть книгу вместе, но малыш не проявляет интереса к ней.

Вопрос к обсуждению: Как Вы думаете, почему?

Вариант 1. Возможно, Саша вообще не проявляет интереса к книгам и энциклопедия ему также не интересна.

Вариант 2. Мы все равно поддерживаем стремление мамы знакомить малыша с книгой.

Вариант 3. Скорее всего энциклопедия куплена не по возрасту ребенка, она привлечет его в старшем дошкольном возрасте.

Вариант 4. Другое

Кейс-задача 2.

Описание: Папа Вовы считает, что необязательно читать вслух ребенку, и нет для этого времени, можно включить аудиокнигу и пусть слушает.

Вопрос к обсуждению: Прав ли папа? Как Вы считаете, что лучше: живое чтение или аудио-книга?

Вариант 1. Живое чтение родителей лучше, потому что дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. У малыша возникает тесная ассоциация: чтение - это спокойно и хорошо.

Вариант 2. Лучше аудио-книга, так ее озвучивают профессионалы с чистой и красивой речью, я и сам с удовольствием ее послушаю. Как раз отдохну от работы и побуду с малышом.

Вариант 3. Для ребенка достаточно, что ему прочитают в детском саду. Я очень устаю на работе, пусть послушает аудио-книгу.

Вариант 4. Другое

Кейс-задача 3.

Описание: Мама Лизы считает, что покупать книги не стоит, пустая трата денег, все есть в телефоне и на планшете, к тому же, книги очень дорогие.

Вопрос к обсуждению: Права ли мама?

Вариант 1. Книги дорогие, но мы стараемся покупать их в подарок ребенку, потому что дошкольникам важно ощущать бумажную книгу, переворачивание страниц развивает у ребенка моторику, тактильные ощущения, мыслительную деятельность, фантазию.

Вариант 2. В нашей семье - книга наш друг, поэтому мы стараемся покупать книги и собирать семейную библиотеку.

Вариант 3. Действительно, сейчас в электронных устройствах можно найти любую книгу и этого вполне достаточно, ее можно прочитать, послушать или даже посмотреть мультфильм по книге.

Вариант 4. Другое

Кейс-задача 4.

Описание:Сестры Катя и Лера рисовали в своей комнате. Мама сказала им все оставить и садиться слушать сказку, пока у нее есть время. Катя побежала слушать книгу, но Лера захотела остаться рисовать. На что мама сказала, что вечером она больше читать не будет.

Вопрос к обсуждению: Права ли мама?

Вариант 1.Заставить слушать нельзя, нужно увлечь чтением.

Вариант 2. Мама права, у родителей очень мало времени, нужно использовать каждую минуту.

Вариант 3. Многие родители пытаются взять детей «измором», но это неверный подход. Если у ребенка исчезнет ощущение волшебства, то есть вероятность, что он уже никогда не сможет влюбиться в чтение.

Вариант 4. Мама может читать книгу для Кати, но не уходить в другую комнату, тогда обе девочки останутся довольны, и мама выполнит свою миссию.

Вариант 5. Другое

Кейс-задача 5.

Описание: Бабушка маленькой Нади (9 месяцев) с удовольствием эмоционально рассказывает ей потешки, песенки, коротенькие стихи и сказки. А папа Нади считает, что она не понимает содержание, для нее это рано.

Вопрос к обсуждению: Кто прав?

Вариант 1.Не стоит тратить время, ребенок действительно не понимает, это бесполезно. Прав папа.

Вариант 2. Начиная с рождения, дети легко воспринимают фольклорные произведения, учатся внимательно вслушиваться и запоминать, поэтому бабушка права.

Вариант 3. Другое.

Кейс-задача 6.

Описание: Вероника (4 г) постоянно просит прочитать маму одно и тоже произведение. Мама отвечает, что мы его уже читали, слушай другое.

Вопрос к обсуждению: Права ли мама?

Вариант 1. Не нужно читать одно и тоже произведение, уже сама не могу его слушать. Буду читать другую или совсем не буду читать.

Вариант 2. Повторение – это мать учения.Если ребенок просит читать по многу раз одно и то же произведение, значит оно пришлось по душе.

Вариант 3. Возможно ребенок хочет что-то понять в книге, поэтому просит перечитывать. Я буду продолжать читать.

Вариант 4. Другое

Кейс-задача 8.

Описание: Оля (7 лет) уже читает, но особого желания к самостоятельному чтению, особенно в слух, не проявляет,а просит, чтобы ей читала мама или бабушка.

Вопрос к обсуждению: Как помочь ребенку полюбить читать?

Вариант 1. Можно предложить читать произведение всей семьей по сточке (абзацу).

Вариант 2. Предложить поиграть Оле в «дочки-матери» и почитать своим куклам (игрушкам).

Вариант 3. Ничего не буду делать, в нашей семье никто не любит читать, но все умеют, что необходимо прочитает.

Вариант 4. Использовать традиционные для современных сериалов уловки: останавливайтесь на самых интересных местах, провоцируйте интерес у малыша. Высокая вероятность того, что ребенок самостоятельно возьмет в руки книгу, чтобы узнать, чем закончилась так увлекшая его история.

Вариант 5. Другое

Кейс-задача 9.

Описание: Сережа весь вечер хныкал, он не мог найти свою любимую игрушку. Папа сказал: «Хватит хныкать, садись, будем читать!», потому что чтение лучше какой-то игрушки.

Вопрос к обсуждению: Проанализируйте действия папы.

Вариант 1. Ребенок не сможет слушать книгу, потому что не сосредоточится, будет думать, где же его игрушка.

Вариант 2. Я бы, чтобы малыш успокоился, предложил сначала послушать увлекательную книгу, а потом отправиться на поиски игрушки, так как если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.

Вариант 3. Другое

Кейс-задача 10.

Описание: Мама Жени старается покупать сыну книги только с его любимыми героями: Человек-Паук, Бетман, Леди Баг и Суперкота. А мама Пети отдает предпочтение сказкам, рассказам, повестям и другим жанрам русской и российской литературы.

Вопрос к обсуждению: Кто из мам прав в выборе?

Вариант 1. Главное, чтобы ребенок был доволен.

Вариант 2. Произведения русской и российской литературы по содержанию просты и понятны для восприятия, герои говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера,

Вариант 3. Персонажи современных анимационных мультфильмов очень популярны у детей, почему бы и книгу не купить.

Вариант 4. Другое

Кейс-задача 11.

Описание: Вечером Миша (6 лет) играл с конструктором, стоил башню. К нему заходит мама и напоминает, что пора ложиться спать. Миша складывает конструктор и просит маму дочитать сказку, которую вчера не успели прочитать.

Вопрос к обсуждению: Как Вы поступите?

Вариант 1. Дочитаете книгу ребенку, зная, что завтра он будет тяжело просыпаться.

Вариант 2. Скажете, что он играл с конструктором, но не просил почитать книгу, но сейчас поздно, если он не ляжет вовремя, то завтра Вы его не добудитесь и опоздаете в детский сад.

Вариант 3. Другое

Кейс-задача 12.

Описание: Мама с дочкой (5 лет) пришли в книжный магазин, чтобы купить определенную книгу, о которой договаривались дома. Но девочка, когда рассматривала полки с книгами, захотела другую книгу.

Вопрос к обсуждению: Как бы поступили Вы?

Вариант 1. Купите ту книгу, которую выбрала девочка.

Вариант 2. Купите книгу, за которой пришли.

Вариант 3. Ваш вариант.

Кейс-задача 13.

Описание: Воспитатели объявили о конкурсе чтецов в детском саду на тему «Осень». Родители откликнулись на просьбу, стали подбирать стихи для своего ребенка.

Вопрос к обсуждению: Ваши шаги?

Вариант 1. Выберете самостоятельно стихотворение и предложите ребенку?

Вариант 2. Выберете несколько стихотворений и предложите ребенку на выбор?

Вариант 3. Устроите вечер поэзии для всей семьи и только тогда предложите выбрать стихотворение для разучивания?

Вариант 4. Выберете первое попавшее на глаза стихотворение в интернете?

Кейс-задача 14.

Описание: Вы с ребенком выбрали стихотворение для выступления на новогоднем утреннике для Деда Мороза. Учите, учите, а ребенок не может его запомнить, или рассказывает еле слышно, с Вашей подсказкой, да и желания выступать перед Дедом Морозом у него нет.

Вопрос к обсуждению: В день утренника как Вы поступите?

Вариант 1. Попросите ребенка рассказать стихотворение, даже если он его не выучил?

Вариант 2. Узнаете, пойдет ли он выступать, напомнив, что стих он плохо знает.

Вариант 3. Ваш вариант

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie