Исходя из возрастных особенностей детей, занятия по освоению ПДД должны быть:
· системны,
· кратковременны,
· с обязательной сменой видов деятельности по ходу занятия,
· в активных формах (дискуссия, игра, беседа, моделирование, эксперимент и т. д.),
· с опорой на чувство СО-причастности («касается лично меня»),
· с положительной эмоциональной концовкой (без излишнего запугивания).
На занятиях могут быть использованы различные приемы.
Перечислим наиболее эффективные.
q Вопросы лично-рефлексивного плана (Как ты оказываешься в детском саду? Надо ли по пути в детский сад пересекать дороги? Встречаешь ли ты на этом пути светофор?).
q Проблемные вопросы (Опасно ли идти по тротуару? Можно ли ходить по обочине дороги? Можно ли играть возле дороги в подвижные игры? И др.)
q Беседы этико-правового характера, которые проводятся по определенному плану: 1)«Завлекушка» — яркое образное, эмоциональное введение. Это может быть песня или музыкальный фрагмент, стихотворение, пословица, картинка, кинофрагмент, задушевное слово воспитателя. 2)Сюжет, который близок детям. Это может быть сказка, рассказ, случай из жизни. 3)Обсуждение сюжета, оценка поступка со стороны различных людей - участников события. 4)Обобщение воспитателем, выделение новой информации. 5)Задание по реализации знаний с обязательной положительной мотивацией.
• систематизация информации (постепенное наращение имеющихся знаний), при этом активизируем ранее известные и вводим новые термины.
• Моделирование (перевод информации в наглядно-образную форму, где передаются существенные признаки и свойства.) Буквы Т,Х,У на какие виды перекрестков похожи? Из предложенных цветных кругов выполни модель светофора. Объясни, почему такие цвета и в такой последовательности.
• Практическая работа (по трафарету готовится форма дорожного знака, выбирается цвет — по назначению знака, выполняется его оформление; из рисунков детей составляются коллажи, например, транспорт на дороге, план микрорайона).
• Различные виды игр: а. настольные игры на печатной основе; в. интеллектуальные (от кроссвордов до состязательных командных, подобных телеиграм «Своя игра»); с. дидактические; d. компьютерные («гонки» с измененной игровой задачей — выиграть не по времени, а по сохранению техники и людей); е. сюжетно-ролевые. Эти игры могут проводиться на площадке двора, в автогородке.
Игры могут придумываться самими детьми, предлагаться взрослым. Опишем правила некоторых из них. «Так или не так?» — наблюдение за поведением детей и взрослых, проигрывание ситуации с внесением коррективов, обсуждение проигранного фрагмента. «Мы едем -едем-едем» — каждый участник по жребию является водителем определенного вида транспорта со своей символикой. «Ехали мы, ехали, наконец приехали» — замкнутая веревка ограждает пространство салона трамвая или автобуса (группа детей держит «стенки», закрывает-открывает «двери». Транспорт «движется» вместе со своими пассажирами). В этой игре отрабатываются правила посадки, поведения и высадки из транспорта. «Регулировщик»: отрабатывается координация движений, четкость жестов-приказов транспортным средствам.
• Театрализация. Варианты сюжетно-ролевых игр: интерпретация знакомых сказок сточки зрения безопасного поведения («Красная Шапочка», «Буратино»). Конкурс чтецовдекламаторов. Придумывание и показ рекламных роликов по ПДД. Опрос потерпевших и свидетелей (пересказ события с разных точек зрения).
• Творческие задания. Найти или придумать самим четверостишие с использованием новых терминов.
• Обобщающие занятия по итогам года. Освоение культуры поведения детьми на дорогах непременно должно сопровождаться тренировочными действиями группы детей в реальных условиях при пеших выходах (в библиотеку, музей, на экскурсию в ближний парк), поездках в транспорте (в театр, бассейн).
Каждый такой выход за пределы ДОУ должен предваряться извещением администрации о цели, способе, маршруте следования, количестве детей в группе, сопровождающих лицах. Каждый выход детей целесообразно проводить по следующему алгоритму:
- Предусмотреть возможные проблемы в пути. Если переходите группой через нерегулируемый перекресток, возьмите с собой сигнальные флажки!
- Проговорить с детьми (объяснить, что вы хотите, поставить конкретную цель, например, дойти до библиотеки за 10 минут, останавливаясь только у перекрестков).
- Провести беседу-напоминание как вести себя в пути. Обратите внимание! Откуда вышли, туда и вернулись в полном составе!
В данный момент пешеходные прогулки с детьми не проводятся, но необходимо эту информацию донести до родителей и обратить их внимание на следующее:
На прогулке по дорогам в разное время года, нужно учить детей наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. При этом стоит обратить внимание на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
Старший воспитатель Хожаинова И.А.