Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность в ДОУ»
Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.
Функционально грамотная личность— это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.
Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.
функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть
Функциональная грамотность связана с готовностью:
— добывать знания;
— применять знания и умения;
— оценивать знания и умения;
— осуществлять саморазвитие.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей.
Виды функциональной грамотности :
- Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
- Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
2. Формирование речевой активности дошкольников.
3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Формирование функционально грамотных людей актуально для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований:
интеграции предметов системы дошкольного образования;
активном взаимодействии с родителями.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.